Кто кого воспитывает, ты ребенка или ребенок тебя?..
До появления в моей жизни этой замечательной во всех отношениях книги, "Ашкенази" означало лишь термин из текста песни группы "Ундервуд" "Бумеранг": "Мчит на небесном УАЗе по дорогам-дорогам молодой Ашкенази..."

Красивое, непонятное слово, но мало ли в песнях неизвестных мне вещей, думала я, и особо не волновалась. Музыкальное произведение - одно, а вот книга - совсем другое... Впрочем, разъяснение момента мне тоже мало что дало, ибо речь в романе идет о фамилии, нежели о целой народности. Хотя... так ли это, быть может за примером частным скрываются общие моменты?.. Как это всегда бывает в классическом произведении. Ведь, как известно, по законам подобного жанра, даже гроза спокойно жахнуть не может без вмешательства во внутренний мир главного героя, что меня всегда удивляло и беспокоило, но в данном случае, почему-то крайне благополучно вписалось в видение ситуации. А теперь, как всегда, обо всем по порядку.

1. "С кем Он делил одни ясли, Обнимался на рельсах, Тот, наверное, счастлив. Спой Ему, нежности ради, Что сердечко – не шарик На попсовом параде..." или как автор до нас, простых смертных, мысль доносил.
Будучи всю свою 30 летнюю жизнь окруженной, если не евреями, то ответвлениями по еврейской линии, лучшая подруга, пройдоха-приятель, человек, которым восхищаюсь, науч.рук, даже мужу приписывают еврейские корни, коих у него нет, по крайней мере, из тех, что на поверхности, могу сказать, что даааа, в этой нации что-то есть. Магическое, залихвацкое, интересное и притягательное. Это я чему, к тому, что господин Зингер на протяжении всего романа, именно эту информацию выливал мне то в одно ухо, то в другой глаз. Сначала критикуя излишнюю религиозность хасидов, раввинов, потом возвращая читателя к истокам веры и ее ценности, причем не столько морально-нравственной, сколько именно социальной, автор, конечно, с толка сбивает, но, возможно, таким образом и происходило манипулирование сознанием того, кто вгрызается в строки романа. Со мной, во всяком случае, очень даже прокатило.
Однако, я хотела отметить кое-что еще. Уже довольно раздражающую вещь. Почему-то автор решил, что выскажи он один и тот же факт на разных позициях страницы, главы, произведения в целом, это будет ой, как интересно и хорошо. На самом деле, лучше бы он передумал. Момент о том, что Диночка не хотела выходить замуж за одного из главных героев повествования, Симха-Мейера Ашкенази, звучит из строки в строку всю книгу. И это только один из примеров. Ничего страшного, скажите вы, почитай литературоведческие статейки, это прием такой, вапщета, и будете правы. Но в таком-то случае предполагается высказывание о ситуации с точки зрения разных героев и соответственно обогащение видения всего сложившегося положения, а не тупое повторение словесного оборота "она не хотела выходить замуж". А здесь именно так, будто Зингер воспользовался любимым студенческим приемчиком "Ctrl+C, Ctrl+V", напрягает и раздражает. Не до такой, правда степени, чтобы бросать чтение.
2. "Глупый мой, ласковый, Что ты знаешь про "аминь"? Стали мы сказками, Дилинь-дилинь-дилинь. " или Стиль автора.
а) Описание панорамных сцен. Оооооо, это точнейшее попадание, это десятка, мне очень понравилось. Писатель великолепно владеет техникой передачи масштабных картин. Я ждала начала каждой части, а всего их три, как ждут рассвета. Ибо давно не читала замечательного, впечатляющего описания всесторонней жизни, о главной точке событий, города Лодзь или, к примеру, о Петербурге, в смысле, Петрограде, идет ли речь, не важно, самое главное, что все, от простого природного пейзажа до крох экономической ситуации конкретного момента очень вкусно, с пылу с жара преподнесено, мням!
б) периодическое вмешательство автора в повествование. Идет-идет рассказ о жизни героя и вдруг, бац, в середине предложения вставка, "да, вот так уж он был, наш Якуб" или кто-нибудь другой. И так тепло становится, так хорошо, будто не книгу читаешь, а слушаешь россказни дедули на завалинке. Вот-вот и нить повествования прервется, чтобы рассказчик снова мог ударить по коленке дрожащей ладонью и крякнуть собственное мнение, без которого никак. Отнюдь не лишний элемент, особенно для классического жанра. Снимает напряженность и облегчает усвоение преподнесенного материала.
в) отношение к героям. Зингер ничего не вуалировал, не скрывал. Вот нравилась ему Диночка и ее мама, Прива-Привеши, и это видно невооруженным глазом, он и красотками их сделал, и в каждом удобном и не удобном случае о них рассказывает, показывает как они поживают, что делают, очень мило. Чего не скажешь о главных героях. О Симхе-Мейере и Янкев-Бунеме, автор, конечно, тоже говорит, не скупясь, еще бы, но использует при этом вышеозначенное клише, характеры их практически не меняются с самого детства. Вот как описал разок мальчишек на детской площадке в самом начале романа, так и тянул до конца. Не знаю, может потому что мужской пол всегда тянет к женским персонажам, а может чтоб обратить внимание читателей на постоянство еврейского народа и его неумение меняться соответственно ситуации. Ведь, в конце концов, оба брата-близнеца потому и погибли, что не сумели жить в мире, что стал иным, нежели раньше...
г) кольцевая структура романа. Откуда пришло, туда и ушло, чем началось, тем и закончилось. Был город на песке и люди тоже такие, как песок, и жизнь такая, таскала туда-сюда, и закончилось фразой, мол, Лодзь - город из песка. Вот тут уж точно ничего не попишешь. Это классика жанра, бэйба...
3. Я старею, и волосы Сыплются в Ганг. Не подведи меня, Бумеранг, бумеранг. "" или Пожелания читателю:
Посмотрите, то есть, прочтите книгу. Она хороша и за обедом и сама по себе. Лучшее времяпровождение осенними дождливыми вечерами. В рецензии выше я плохо отразила это, но в произведении есть все - и любовь, и дружба, и история, и революция, и борьба за власть, и экономико-социальные подоплеки. А самое важное, здесь есть талантливо написанный текст, который стоит узнать. О народе, который украшает человечество, о людях, без которых жизнь была бы скучна и неинтересна.

@музыка: леонидов - письмо в прошлое

@настроение: рабочее, свежее с душком

@темы: просто так, вапще не в тему, книжки, книжки, книжки!..

Комментарии
02.10.2014 в 14:33

Описание настолько захватывающее, что, кажется, это что-то невероятное!
02.10.2014 в 14:42

То есть, я захотел это прочесть.
02.10.2014 в 22:08

Кто кого воспитывает, ты ребенка или ребенок тебя?..
Поверь ключевое слово кажется) слишком объём большой, чуть поменьше и концентрация оказалась бы в самый раз)
03.10.2014 в 00:02

Ну, судя по твоим описаниям - это нечто объемное и довольно тяжелое.
Но опять же описания (!!!) так и тянут самому взяться.
Это все магия твоего слова, я к этому привык)))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail